1. Социальная защита населения как объект социального управления

Социальная защита – необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Сама система социальной защиты в широком смысле – это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования:

- трудоспособным гражданам – за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;

- социально уязвимым слоям – за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Социальная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, т.е. систему направлений, по которым она осуществляется, а с другой – институциональную, т.е. систему институтов, ее обеспечивающих (государство, суд, профсоюзы и другие общественные организации).

В последнее время все активнее стали разрабатываться вопросы усовершенствования социального управления техническими и организационными нововведениями, формирование гибких организационных структур, управленческого консультирования. При этом объектами социального управления являются индивид, группа, организация и другие социальные образования и процессы.

Важно отметить то, что для Украины жизненной необходимостью является создание принципиально новой системы социальной защиты населения, сориентированной прежде всего на семью, не обращая внимание на то, что среди зарубежного опыта системы социальной защиты существуют и другие точки зрения.

Содержание государственного управления социальной защитой в Украине определяется:

- правовым регулированием отношений путем принятия законодательных актов, решений государственных органов, направленных на реализацию государственной политики в этой сфере;

- созданием системы центральных и местных органов управления социальной защитой, определение его структуры и компетенции;

- применение организационных и других средств относительно усовершенствования их структуры и улучшение организации, повышение эффективности работы;

- созданием системы социальных гарантий защиты прав граждан;

- созданием достаточной сети государственных учреждений и заведений сферы социальной защиты с учетом специфики того или иного региона;

- созданием специальных фондов.

Ключ к эффективности деятельности системы социальной защиты населения находится в руках тех, кто совершает практику социального управления этой системой. И в зависимости от того, насколько глубоко люди, которые владеют этим ключом, понимают управленческие принципы организации жизнедеятельности этой системы по базовому, интеллектуальному и профессиональному процессам, по базовому объекту и предмету деятельности, будет удерживаться оптимальное состояние системы социальной защиты.

Таким образом, несовершенство структуры социальной сферы рождает конфликтное социальное пространство, создает условия для дальнейшей дезинтеграции общества, мешает принятию населением новых людей и стереотипов их поведения, обращается тратой накопленного за прошлые годы интеллектуального, духовного и физического потенциала народа.

Рассматривая социальную защиту как объект социального и государственного управления, можно сделать вывод, что управление в сфере социальной защиты является целостной системой в рамках социальной системы, поскольку государственное управление является подсистемой социального управления.

Социальную защиту необходимо структурировать, а ее управление необходимо строить, исходя из единства трех главных направлений социальной политики:

- социальная помощь, которая гарантирует возможность выживания в условиях социально-экономического кризиса;

- социальное обеспечение, которое гарантирует определенный уровень существования человека;

- социальные услуги, которые обеспечивают определенный уровень трудовой активности и участия в общественной жизни.

Государственное управление должно совершать правовое, структурное, финансовое и культурное обеспечение сферы социальной защиты, создавать системы социальных гарантий защиты прав граждан, достаточную сеть государственных учреждений и заведений определенной сферы. Создавая специальные фонды, необходимо привлекать к делу социальной защиты населения негосударственные и гражданские организации.

Сохранить:
сохранить ВКонтакте в facebook в Одноклассники в Мой Мир в LiveJournal в Twitter в Я.ру добавить в Избранное отправить на email
Скачать работу