3. Проблемы правового обеспечения социальной политики Украины и пути их решения

Следует констатировать, что переход к рыночным методам хозяйствования в Украине почти не повлиял на реформирование системы услуг социальной сферы. Она остается построенной по принципу содержания поставщиков услуг. Закон Украины «О социальных услугах», который вступил в силу еще 1 января 2004, не определяет организационные и правовые основы предоставления услуг социальной сферы, практически не закладывает инструментов внедрения рыночных принципов их предоставления. Понятие «социальной услуги» сужено до комплекса «меры, направленные на отдельные социальные группы или индивидов, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в посторонней помощи», что сужает рынок услуг социальной сферы. Принятый закон не предусматривает механизмов привлечения к предоставлению услуг социальной сферы коммерческих организаций. Крайне медленно происходит реализация отдельных положений закона. В частности, до сих пор не завершена работа предусмотренного «Государственным классификатором социальных стандартов и нормативов» комплекса индикаторов качества услуг социальной сферы, не разработаны нормативы регулирования тарифов на оплату услуг социальной сферы. Вследствие этого:

- заказчики услуг социальной сферы (соответствующие органы местной власти) не имеют представления ни о стоимости конкретных услуг, ни об эффективности использования средств, уплаченных за их предоставления;

- нет должного экономического обоснования расходов на обеспечение минимальных стандартов предоставления услуг социальной сферы, что ведет к диспропорциям в распределении финансирования и к недофинансированию сети учреждений социального обслуживания;

- отсутствуют утвержденные стандарты качества предоставления услуг социальной сферы;

- значительная часть услуг социальной сферы, которые уже сегодня предоставляют не государственные поставщики, выпадает из поля нормативного регулирования и государственной поддержки, отсутствует система лицензирования таких услуг;

- система взаимоотношений между заказчиком и поставщиком услуг ориентирует поставщика не на результат социального обслуживания (то есть позитивные изменения в социальной сфере), а на обеспечение процесса социального обслуживания. Следовательно, эффективность предоставления услуг оценивается исключительно по числу лиц, получивших услугу за отчетный период, а качество услуги остается вне управленческого воздействия заказчика;

- отсутствуют механизмы повышения финансовой автономности органов местной власти, которые вынуждены направлять делегированные и собственные расходы местных бюджетов согласно определенным центром нормативам, и не имеют возможности изменить принципы финансирования социальных расходов;

- «привязывание» заказчиков услуг социальной сферы к фиксированным поставщикам препятствует развитию альтернативных поставщиков, не имеющих соответствующего пространства для конкуренции за получение заказов.

Итак, главным недостатком существующей системы является отсутствие рыночной конкуренции. Потребители услуг социальной сферы лишены возможности выбора поставщика, сам поставщик лишен стимулов поддержания услуг на должном уровне и повышения их доступности и качества.

Исходя из вышесказанного, можно предложить осуществление следующего комплекса мероприятий, направленных на внедрение основных правовых положений диверсификации поставщиков услуг социальной сферы.

1) В Законе Украины «О социальных услугах» усовершенствовать определение «социальной услуги» путем его расширения: обеспечить неприбыльным организациям право предоставлять социальные услуги без потери статуса неприбыльности, уточнить механизмы формирования соглашений между заказчиками и поставщиками услуг социальной сферы, обеспечить адекватную нормативно-правовую регламентацию деятельности (предоставления социальных услуг) некоммерческих предприятий, государственных (коммунальных) предприятий, непредпринимательских организаций.

2) Поручить Кабинету Министров Украины обеспечить завершение комплекса государственных социальных стандартов, предусмотренных Государственным классификатором социальных стандартов и нормативов.

3) Создать при Кабинете Министров Украины единственный межведомственный орган для координации создания и совершенствования социальных стандартов и установления условий лицензирования предоставления социальных услуг.

4) Осуществить переход к хозяйственной контрактной автономии для поставщиков услуг социальной сферы на условиях договора между распорядителями публичных финансовых ресурсов и стороной, которая в настоящее время поставляет эти услуги, предусмотрев соответствующие изменения при планировании расходной части Государственного и местных бюджетов.

5) Внести изменения в налоговое законодательство с целью выравнивания налогообложения поставщиков услуг социальной сферы различных организационно-правовых форм для обеспечения равноправной ценовой конкуренции между муниципальными, государственными учреждениями социального обслуживания и некоммерческими общественными организациями, в частности, предусмотрев освобождение от налогообложения поставщика любой организационно-правовой формы, которая осуществляется в рамках заключенного соглашения о поставках услуг социальной сферы.

6) Реформирование правового поля для системы социального страхования целесообразно осуществлять на основе: четкого определения источников и размеров финансирования по различным видам социального страхования; устранение дублирования функций; централизации и упорядочения сбора страховых взносов, совершенствование методов контроля и роли социальных партнеров в управлении социальным страхованием; сохранение государственных социальных гарантий, создание экономических предпосылок роста заработной платы как важнейшего фактора развития социального страхования.

Высказанные предложения будут способствовать формированию правового поля для эффективного информационного обеспечения современной рыночной модели социальной политики. Результатом реализации грамотной в правовом отношении социальной политики должно стать повышение качества жизни, которое обязательно включает создание соответствующего инфраструктурного обеспечения и гарантирования достойного уровня жизни населения.

Сохранить:
сохранить ВКонтакте в facebook в Одноклассники в Мой Мир в LiveJournal в Twitter в Я.ру добавить в Избранное отправить на email
Скачать работу