2. Экстренная психологическая помощь

Можно описывать специфику экстренной помощи в зависимости от фазы кризиса, представляя важное направление типологизации помощи в кризисной ситуации в зависимости от вида и фазы кризиса.

Ситуация кризиса. На этой стадии возникают первичные реакции на стресс (страх, оцепенение и др.), часто очень сильные и неожиданные, выходящие из-под контроля. Человек может вести себя, как никогда бы не ожидал от себя. Чем больше это рассогласование, тем более в дальнейшем, на стадии переоценки, эти реакции будут «пережевываться» человеком с чувством стыда и самообвинения. Главным на этой стадии является выход из зоны бедствия, а роль помогающего – это роль другого, чье стабильное присутствие снижает шаткость и хаотичность внешнего и внутреннего мира.

Терапевт в ситуации экстренной помощи может сталкиваться с необходимостью действия в самой травматической ситуации, а не терапии посттравматических состояний. Базисным психологическим принципом здесь является контакт, поддержка и подключение родственников, значимых других; информирование; выявление группы риска среди пострадавших и помогающих.

На этой и следующей стадии симптомы дистресса, боли, тревоги нормальны и не должны патологизироваться, поскольку направлены на выживание. Важная функция ранних реакций – коммуникативная. Это крик о помощи, адресованный соплеменникам. Длительное выражение дистресса может, таким образом, отражать либо неспособность добиться ответной реакции, понимания этого призыва, либо неудачное его использование.

Непосредственно пост-травматические период. На этом этапе человек уже находится в относительной безопасности. Однако он сталкивается с фактически и психологически новой реальностью. Основной психологической задачей является аккомодация, использование и расширение имеющихся ресурсов при совладании с новой ситуацией. Доминирующим чувством пострадавшего является ощущение, что мир уже никогда не будет прежним. Роль консультанта на этой стадии – смягчить новизну ситуации, чувства чуждости, одиночества и отчуждения. Травматические события связаны с реальной или символической потерей, переживание которой может быть одним из самых тяжелых моментов этого периода. Лишь немногие нуждаются в терапевтическом вмешательстве сразу после ЧС. Во время и непосредственно после трагедии практическая помощь может быть более актуальной. Точная информация, поддержка общения с друзьями и семьей, помощь в оценке и выработке практических стратегий решения возникших в связи с трагедией задач, организация пространства как психологического, так и реального физического и социального необходимы для восстановления.

Фаза восстановления предполагает два противоположных психических процесса: дистанцирование от травматического события и переоценку травматического опыта. На этой фазе человек психологически ассимилирует свой опыт, исследует его, пытается понять его смысл, значение. Это посттравматический период в собственном смысле этого слова, когда фактическое событие становится ментальным. Это время, когда вербализация становится ключевым процессом, а основная позиция терапевта – позиция собеседника, помогающего облечь в слова пережитое, создать рассказ, который может быть спутанным, неполным или наоборот избыточным, отражает субъективную оценку, психологическую реальность события.

Несколько факторов делают терапевтическое вмешательство при травматических событиях трудными для описания и обсуждения: неотложные нужды пострадавших, вторичные стрессоры (сепарация, госпитализация, вынужденная миграция и пр.), значительный стресс самих помогающих, сменивших кресло терапевта на работу в эпицентре событий. Все это заставляет задуматься о формах и функциях кризисного вмешательства, о позиции психолога и об образе клиента. Для этой модели характерно восприятие действий терапевта как активное следование за клиентом, выявление типичных паттернов, а также учет индивидуальных особенностей продвижения клиента и присоединение к естественным ритмам восстановления.

Сохранить:
сохранить ВКонтакте в facebook в Одноклассники в Мой Мир в LiveJournal в Twitter в Я.ру добавить в Избранное отправить на email