Российско-украинский газовый конфликт в январе 2009 года в контексте энергетической безопасности современной Европы

Выводы. Список литературы

Российско-украинский кризис 2009 г. была поворотным пунктом в газовых отношениях России, СНГ и стран Европы, для Европы это был также поворотный момент в вопросе газовой и энергетической безопасности вообще, который, вероятно, будет иметь долгосрочные последствия. Кризис в двусторонних российско-украинских отношениях не был сюрпризом сам по себе. Шокирующим сюрпризом стало то, что обе стороны позволили конфликту превратиться из спора о долгах, цены и транзитных тарифов в прекращение поставок газа в Европу.

Отношения России и Европы в газовой сфере взаимосвязаны и останутся следующими: как Европа зависит от поставок российского газа, так и Россия (речь идет и о «Газпроме», и о российском государстве) значительно зависит от доходов от продажи газа в Европе.

Решение России остановить поставки газа 5 января было необязательным, рискованным и коммерчески нерациональным действием на этом этапе спора. Это решение могло быть вызвано гневом премьер-министра В.Путина и могло иметь целью наказать Украину за повторяющиеся ею угрозы остановить транзит. Эти эмоции могли быть персонально направлены на президента В.Ющенко, что вызвано исторически враждебным отношением России к оранжевой революции и политическому курсу президента, направленного на переориентацию от России.

Юридические и контрактные аргументы «Газпрома» более весомые, однако обе стороны ответственны за этот конфликт, который вышел за рамки юридического спора (что составляет незначительную часть общей картины конфликта) и его долгосрочные последствия. Независимо от того, какая сторона больше виновата в возникновении конфликта, после прекращения поставок в Европу обе стороны не продемонстрировали необходимый уровень противодействия вреду, который был нанесен потребителям и долгосрочным отношениям с Европой. Репутация России как поставщика с 40 летней историей и Украина как страны-транзитера были подорваны. Правительство России – почти персонализированное В.Путиным – приняло решение перекрыть поставки, хотя должно был понимать последствия и отступить, даже потеряв политическое «лицо».

Позиция Украины характеризуется отчаянием, вызванным серьезным экономическим кризисом в стране, который повышение цены на газ только усугубит и расколом политического лидерства, стала приоритетом по сравнению с любыми стратегическими задачами.

Кризис не определил победителя, все стороны проиграли (кроме европейских газотранспортных компаний и некоторых лидеров европейских государств). Кризис продемонстрировал, что обе стороны потеряли управление своими двусторонними газовыми отношениями, и что ни ЕС, ни Энергетическая хартия не способны решить существующие противоречия. Поэтому сомнительно, что ключевое условие Энергетической хартии, а именно: поддержание поставки даже в ситуации конфликта интересов работает в условиях особых российско-украинских отношений, даже если Россия ратифицирует условия Хартии.

Проблемы для украинской стороны заключаются в том, что: во-первых, кризис укрепит уверенность России в необходимости уменьшения зависимости от транзита газа через Украину путем строительства газопроводов «Северный поток» и «Южный поток», во-вторых, страна попала в сложные условия после подписания невыгодного соглашения, уже находясь в сложной экономической ситуации. Минимум еще 3-5 лет существующий уровень зависимости Европы от отношений России и Украины будет сохраняться. Однако эксперты считают, что необходимые для Украины газовые маршруты могут значительно уменьшить влияние российско-украинских отношений на европейских потребителей.

Особых последствий данного кризиса нельзя увидеть в данный момент. Несмотря на это, некоторые обобщения можно сделать уже сейчас. Европейские компании имеют долгосрочные контракты на импорт российского природного газа, значительная часть из которых растянута на 15-25 лет; нет юридического основания для значительного уменьшения объемов по этим контрактам. Высокопоставленные чиновники Европы могут хотеть чего угодно, но мало чего можно достичь в вопросе диверсификации поставок газа за несколько последующих лет. Чего можно достичь – это диверсификации маршрутов поставки за пределами Украины путем построения «Северного потока» и «Южного потока», которые до 2015 г. (а возможно, и раньше) могут значительно уменьшить важность российско-украинских отношений для европейских потребителей газа.

Таким образом, если центральной причиной кризиса были действия Украины и неспособность обеих сторон упорядочить двусторонние отношения, то новые газопроводы могут быть большой частью решения данной проблемы. Если же, с другой стороны, причина – действия России (особенно их политически обусловлена ??часть), то новые маршруты газа в Европу не имеют значения. B ходе конфликта оказалось, что европейские политические лидеры больше заинтересованы в диверсификации поставок газа для уменьшения зависимости от российского газа, чем европейские энергетические компании.

Список використаних джерел

  1. Гринів О. Україна і Росія: партнерство чи протистояння?- Львів: Інститут народознавства НАН України.-2009.
  2. Діяк І. Україна на межі енергетичної катастрофи // Голос України. -- 2009. -- 7 червня.
  3. Пирожков С. От украинско-российской конфронтации несут потери обе стороны // День.- 2009.- №187.
  4. Чекаленеко Л. Зовнішня політика України: Підручник. - К.: Либідь, 2006. - 712 с.
  5. Газова війна між Україною та Росією може перерости у справжню// День.- 2009.- №187
Сохранить:
сохранить ВКонтакте в facebook в Одноклассники в Мой Мир в LiveJournal в Twitter в Я.ру добавить в Избранное отправить на email