Российско-украинский газовый конфликт в январе 2009 года в контексте энергетической безопасности современной Европы

3. Итоги газового конфликта для Украины

В краткосрочной перспективе соглашение от 19 января 2009 может вызвать такую проблему, как трудности, которые Украина будет иметь – со своей экономикой и налоговыми проблемами – при оплате за импортный газ по высоким ценам.

Согласно 10-летнему контракту на поставку газа, НАК «Нафтогаз Украина» придется столкнуться со значительными проблемами по исполнению обязательств по ежемесячной оплате газа согласно пунктам 4 и 5 контракта на поставку газа. Даже при среднегодовой цене менее 360 долл./тыс. м куб., плата за импортный газ будет огромным бременем для экономики страны. Такое утверждение аргументируется:

- значительным падением международных цен на основной экспортный продукт – сталь;

- общим эффектом экономического кризиса;

- налоговой кризисом и высокими темпами инфляции;

- политическим кризисом в стране, который может повлиять на уровень и характер государственной поддержки НАК «Нафтогаз Украины».

Вероятными будущими последствиями для Украины станет ускорение проектов диверсификации поставок российского природного газа в Европу, минуя Украину. Если данный прогноз признать базовым, то Украина уже не сможет использовать позицию главного транспортера российского газа в Европу как мощное оружие в переговорах по ценам; диверсификация транзита будет означать, что это оружие будет «притуплено» или утрачено вообще. К тому же, Украина окажется перед фактом уменьшения объемов важного источника доходов – платы за транзит.

Эти средне- и долгосрочные проблемы часто затрудняют понимание более актуальных тем: что зависимость Украины от импорта российского газа – следствие слишком высокого уровня потребления. Это результат того, что в стране наиболее энергоемкая экономика в мире, в которой природный газ используется в непомерных объемах (некоторые региональные системы отопления, которые при этом мощно субсидируются, потребляют больше газа, чем вся Чехия).

Украина реально может уменьшить свою зависимость тремя путями:

1) уменьшение потребления путем энергосбережения;

2) увеличение собственной добычи;

3) поставки СПГ на регазификационные терминалы на черноморском побережье Украины.

Если украинское правительство в 1990-х гг. было финансово и экономически слабым, чтобы формировать подобную долгосрочную стратегию, то в 2000-х годах оно также не уделяло достаточно внимания этим темам, несмотря на десятилетия экономического роста. Сейчас Украина в состоянии рецессии, поэтому вопрос реализации долгосрочной стратегии развития стал более актуальным и сложным одновременно.

В то же время контракты на поставку и транзит окончательно изменили украинскую методологию образования цены на газ. Если цена в 2006-2008 гг. формировалась по принципу «netforward», т.е. базировалась на цене закупки центральноазиатского газа, к которой прилагались плата за транспортировку и маржинальная прибыль RosUkrEnergo, то цены в новом контракте сформированы по принципу «netback» относительно европейских рыночных цен, которые привязаны к нефтепродуктам. В пункте 4 Договора на поставку газа от 19 января базовая цена 450 долл./тыс. м куб. могла исчисляться как «netback» от цены на границе Германии. Таким образом, контракт основывался на европейской цене около 495 долл./тыс. м куб. Поэтому с этого момента цены на газ из Центральной Азии и тарифы на его транспортировку больше не касаются Украины. Это преимущество для Украины, поскольку устраняет риск вынужденного принятия цены, согласованной между «Газпромом» и странами Центральной Азии, на которые Украина влиять не способна.

Сохранить:
сохранить ВКонтакте в facebook в Одноклассники в Мой Мир в LiveJournal в Twitter в Я.ру добавить в Избранное отправить на email