1. Идея и виды деятельности

Исходной точкой, с которой начинается собственное дело, является идея, заложенная в его основу. Это может быть идея нового продукта, который будет производить создаваемое предприятие; услуги, которые оно будет предоставлять населению; механизм организации и управления производством и тому подобное. Такая идея может быть как собственной (оригинальной, впервые рожденной) и в этом случае предприятие создается для ее реализации, так и заимствованной. В практике бизнеса идея выступает исходной точкой предпринимательской деятельности.

Источников новых идей множество: это публикации официальных органов власти, ученых, мнение бизнесменов, отзывы потребителей, продукция, выпускаемая конкурентами, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и тому подобное. Носителем новых идей и механизмов их реализации выступает человек. Если он хочет открыть свое дело, очень важно, чтобы идея отвечала его способностям, личным ценностным установкам.

Если идея найдена, начинается процесс выбора вида деятельности и проектирования предприятия, причем виды деятельности должны способствовать:

- высокому уровню рентабельности;
- скорости окупаемости проекта;
- возможности продажи продукции в максимальном объеме;
- относительно приемлемыми условиям материально-технического обеспечения;
- невысокому уровню капиталоемкости;
- наименьшему риску;
- мобильности (способности к быстрым изменениям);
- поддержке со стороны авторитетных органов (налоговых, финансовых и др.);
- способностям и возможностям предпринимателя и были приемлемыми для него.

Классификация видов деятельности отображает различную сферу общественного производства, в которой есть возможность заняться бизнесом. Не останавливаясь на каждом из них, отметим некоторые виды деятельности из сферы производства, услуг, идей (интеллектуального бизнеса), коммерческой и внешнеэкономической деятельности. При этом следует помнить, что выбор деятельности сложный и тяжелый процесс. Из конгломерата видов деятельности выделяют в сфере:

1) производства – производство продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, продуктов питания, строительных материалов, различного оборудования, электроприборов, измерительной техники, вторичной переработки сырья, упаковки и т.п.;

2) услуг – общественное питание, бытовое обслуживание, транспортные, учебные и лечебные услуги, зрелищно-развлекательные мероприятия, коммерческая демонстрация видео- и кинопрограмм, коммерческие соревнования, организация и проведение выставок, ярмарок, конкурсов, аукционов, туристические, справочно-консультативные услуги, услуги по приватизации, при переходе на новые формы собственности, создании предприятий, фирм, агентские и аудиторские услуги, патентно-лицензионные, технические, складские и т.п.;

3) идей (интеллектуального производства) – научно-исследовательские разработки, изобретения, открытия, «ноу-хау», технологии, рецептуры, компьютерные программы, материалы, методические, литературные, художественные произведения, коммерческие идеи, торговые и коммерческие тайны, инновационная деятельность, продажа авторского права и т.п.;

4) коммерческой деятельности – розничная и оптовая торговля; создание профильных, универсальных, специализированных магазинов, салонов, торговля по образцами, покупка и продажа недвижимости; торгово-посредническая, торгово-закупочная, биржевая деятельность, аукционная продажа, организация торговых домов, торговля на дому, создание коммерческих банков, финансовых групп и т.п.;

5) внешнеэкономической деятельности – научно-техническая и производственная кооперация, создание представительств, филиалов, общих предприятий, консалтинговых, маркетинговых, туристских служб, организация учебы, стажировки специалистов, редакционно-издательская, коммерческая, экспортно-импортные, валютно-кредитные, посреднические, лизинговые операции, выставки, обзоры, конференции, тендеры, промышленные, научно-технические, технологические, экономические услуги и .т.п.

Практика индустриально развитых стран, где преобладает рыночная экономика, свидетельствует о том, что в сфере услуг занято до 75-80% работоспособного населения, тогда как в производстве материальных благ - лишь 20-25% работоспособных, то есть разветвленность сферы услуг свидетельствует о качественных изменениях в экономике. По некоторым данным экономических источников, в Украине в сфере материального производства занято свыше 87,5 % работоспособных и только 12,5% работает в сфере услуг.

Идея и вид деятельности взаимоувязаны между собой. Нельзя выбрать вид деятельности без идей, не зная каким бизнесом будешь заниматься. Вместе с тем удачно выбранный вид деятельности дает возможность реализовать в идею полной мере. В конкретной практике четко сформулированная идея выступает видом деятельности, то есть приобретает собственную форму реализации. Однако найти идею и определить вид деятельности – это еще не все, необходимо подобрать форму организации и стадии функционирования предприятия, а для этого - решить такие задания:

- найти свою «хозяйственную нишу», то есть место на рынке;
- определить время и регион, где будет создано предприятие;
- установить направленность или специализацию предприятия;
- зафиксировать форму предпринимательства (индивидуальную или коллективную);
- поставить цель своей деятельности и определить способы ее достижения, то есть отработать стратегию и тактику бизнеса;
- проанализировать ресурсную, сырьевую базу, дать ей экспертную оценку;
- выбрать технологию производства;
- провести анализ и дать оценку будущим потребителям и конкурентам;
- исследовать возможности вложения денег и получения кредитов;
- изучить льготы, привилегии, ограничения, препятствия;
- разработать ценовую политику на свой продукт или услугу;
- сформулировать тип сбытового поведения;
- наладить рекламу.

Наладить собственное дело можно несколькими путями:

- организовать индивидуальное предприятие с правом юридической лица или без такого права, зарегистрировавшись как субъект индивидуальной трудовой деятельности;
- создать частное или семейное предприятие;
- стать основателем (участником) полного, смешанного, с ограниченной ответственностью акционерного общества;
- купить существующее предприятие (этот процесс не получил в нашей стране еще значительного распространения, однако с развитием приватизации покупка предприятий станет более распространенной).

Однако, какие бы предприятия (фирмы) не создавались, процедуры их образования в основном одинаковы для всех.

Следовательно, проектируя собственное предприятие, выбрав вид деятельности, определив форму организации, еще раз хорошо поразмыслив, все взвесив и приняв окончательное решение, можно переходить к следующему этапу – разработке учредительных документов.

Сохранить:
сохранить ВКонтакте в facebook в Одноклассники в Мой Мир в LiveJournal в Twitter в Я.ру добавить в Избранное отправить на email