3. Производство интеллектуального продукта и информационные технологии

Среди технологий производства интеллектуального продукта выделяют информационные и социальные технологии, технологии туризма и зрелищ, технологии исследований и проектирования, технологии креаторов и технологии познания (самопознание), технологии аудита, консалтинга, маркетинга, контроллинга, финансового анализа, слияния и поглощения, лизинга и др. Рассмотрим элементы этих технологий на примерах.

Информационные технологии являются инструментом решения задач управления организацией. Управленческие структуры, в которых серьезно занимаются тем, чтобы их персонал получал актуальную, своевременную и полезную информацию на всех уровнях, успешнее, чем те, которые не следят за этим.

Информация в данном случае рассматривается как внутрифирменный ресурс, самостоятельный фактор производства. Начальным материалом информационных технологий является информация как продукт, это тоже информация, но более новая по своему содержанию. Технология переработки информации – совокупность методов и способов работы персонала с информацией. Содержание такой работы включает различные операции, в частности выполняемые с применением средств организационной и компьютерной техники. В составе операций – сбор, передача, накопление, обработка, хранение, представление и использование информации.

Технологизации управления информацией склонны все из указанных операций. Информационные технологии должны обеспечивать качество производимого информационного продукта, который включает данные, знания, программные средства их обработки.

В результате применения информационных технологий к информационным ресурсам создается некая новая информация, или информация в новой форме. Эта продукция информационной системы и информационной технологии представляется информационными продуктами и услугами.

Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационного продукта. Информационный продукт выступает в виде специфической услуги, когда ее содержание предоставляется потребителю как товар.

И информационный продукт, и информационная услуга – это информация, какое-либо сообщение или предоставление средств для получения информации (например, предоставление в аренду компьютера).

Материальная основа информационного продукта, услуги – послание, носитель информации (экран, бумага, диск и тому подобное), предоставление в аренду вычислительных и коммуникационных устройств.

Информационный продукт, или информационная услуга, – специфическая услуга, когда некоторое информационное содержание в виде совокупности данных, сформированное производителем для распространения в вещественной или невещественной форме, предоставляется в пользование потребителю. Информационный продукт воплощает представление производителя (информационная модель) о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт зафиксирован на материальном носителе.

К информационным продуктам и услугам относятся:

- связь;
- информация;
- вид информационного продукта, который включает данные, знания, а также программные средства их обработки для познавательных целей.

На рынке есть следующие виды информации.

Деловая информация – биржевая, финансовая, политическая и хозяйственная информация, статистическая информация (социальная, демографическая, экологическая и так далее), коммерческая информация (по компаниям, продуктам, ценам, вакансиям и тому подобное), управленческие данные и сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений, рекламные сообщения.

Информация для специалистов, или профессиональная информация, – специальные данные для юристов, врачей, метеорологов и т. д., научно-техническая информация, доступ к первоисточникам.

Потребительская информация – новости и литература (информация служб новостей, электронные журналы, справочники, энциклопедии), бытовая и потребительская информация (расписание транспорта, заказа товаров и услуг и тому подобное), развлекательная информация (игры, телетекст, видеотекст, объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции).

Услуги образования – компьютерные и некомпьютерные учебники, методические материалы, игры и тому подобное для всех форм и степеней образования.
Обеспечивающие информационные системы и средства – программные продукты, технические средства, разработка и сопровождение информационных систем и технологий; научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок, консультирования по различным аспектам информационной индустрии, подготовка источников информации в виде баз данных.

Развлечения – вид информационного продукта, который представляет результат творческой деятельности людей, который предназначается для обеспечения досуга и получения удовольствия.

Основная тенденция в области создания информационных продуктов и услуг – осложненная интеграция всех видов информационных продуктов и услуг, слияние информации и средств развлечения.

Информационные технологии реализуются в автоматизированном и традиционном (бумажном) видах. Объем автоматизации, тип и характер использования технических средств зависят от характера конкретной технологии.

Автоматизация – замена деятельности человека работой машин и механизмов. Степень автоматизации может меняться в широких пределах, от систем, в которых процесс управления полностью осуществляется человеком, к таким, где он реализуется автоматически.

Автоматизация управления, а значит, и автоматизация технологий необходимы в следующих случаях:

- физиологичные и психологические возможности человека для управления данным процессом недостаточны;
- система управления находится в среде, опасной для жизни человека;
- управление процессом находится в критическом или аварийном состоянии.

Автоматизированная информационная технология допускает существование комплекса соответствующих технических средств, которые реализовывают информационный процесс и системы управления этим комплексом технических средств (как правило, это программные средства и организационно-методическое обеспечение, которое связывает действия персонала и технических средств в единственный технологический процесс).

Новая информационная технология (компьютерная информационная технология) – информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, который использует персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Инструментарием новой информационной технологии является один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленной пользователем цели.

При покупке информационных продуктов большинство покупателей руководствуются качественными критериями и инструкцией.

Таким образом, базовыми компонентами современных информационных технологий являются:

- технологические средства, чаще всего компьютеры;
- коммуникационная техника;
- средства организационной техники;
- программное обеспечение;
- организационно-методические материалы;
- персонал, объединенный в технологическую цепочку.

Целью любой информационной технологии является получение нужной информации необходимого качества на заданном носителе. При этом существует ограниченная возможность по обработке данных, трудоемкости процессов преобразования информационных ресурсов, передачи информационного продукта (услуг).

Социальные технологии – уникальный ресурс повышения эффективности управленческий деятельности творческого процесса. Особенное их использование результативно при управлении людьми, персоналом фирмы или ее структурного подразделения.

Разработка социальных технологий значительно отстает от запросов практики и нуждается в обстоятельном исследовании.

Технологизация управления социальными процессами позволяет решить следующие задачи:

- зафиксировать перечень оптимально необходимых операций, которые обеспечивают регуляцию социального процесса;
- обеспечить стандартизацию процесса управления за счет сокращения количества операций, снижения расходов на подготовку персонала;
- найти оптимальные формы объединения действий заказчиков и исполнителей;
- сократить время на выполнение отдельных заданий;
- четко определить пределы действия каждого исполнителя;
- использовать механизмы стимулирования и ответственности, максимально сократить число спонтанных и ошибочных действий;
- создавать постоянные информационные потоки;
- по мере освоения сначала поставленных в технологии заданий наращивать сложность и развивать их в меру возможностей субъекта управления;
- измерить и определить алгоритмы социальных действий, которые создают стойкость социальным процессам;
- повысить уровень социологической культуры, создать объективные условия привлечения людей в социальное управление.

Вместе с позитивными последствиями, непродуманна практика использования социальных технологий может вызывать негативные изменения:

- увеличение консерватизма мышления, укрепления стереотипов в поведении и управлении;
- противостояние новым, творческим идеям, решениям и др. Поэтому необходимо обновление процедур, что позволяет концентрировать в них накапливаемые новый опыт, идеи и современные достижения научной мысли.

Отсюда социальные технологии следует понимать не столько как жесткую регламентацию в организации и развитии социальной системы (фирмы), сколько как средство стимулирования ее к саморазвитию в сторону прогресса.
Социальные технологии должны обладать такими свойствами, как простота, гибкость, надежность, экономичность, удобство освоения, привлекательность цели, гармоничность.

Процесс технологизации в социальной сфере фирмы, акционерного общества и т. п. проходит три этапа – от познавательного восприятия, инициативного и экспериментального поиска к системному использованию ресурсов. Разработка, конструирование социальных технологий допускает несколько уровней (фаз).

Теоретический – связанный с определением цели, объекта технологизации, расщеплением социального объекта на составляющие и выяснением социальных связей.

Методический – характеризуется выбором методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации.

Процедурный – нацеленный на организацию практической деятельности по разработке социальных технологий.

Технологизация возможна при следующих условиях. Управляемый объект должен обладать определенной степенью сложности: известны элементы его структуры, особенности их строения и закономерности функционирования. Субъекту управления (менеджеру) необходимо обладать соответствующими способностями, чтобы формализировать реальные процессы и представить их в виде показателей, операций, процедур, создать инновационную среду для воспроизводства и обеспечить необходимый уровень управления и другой характер социальных технологий, чьи особенности обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации и социальной установки (лица) организации на ее разработку и внедрение.

Сохранить:
сохранить ВКонтакте в facebook в Одноклассники в Мой Мир в LiveJournal в Twitter в Я.ру добавить в Избранное отправить на email
Скачать работу