2. Рыночная инфраструктура

Рыночной экономике необходима инфраструктура – система взаимозависимых специализированных организаций, система взаимозависимых потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, которые занимаются посреднической деятельности, и тому подобное. Ранее отмечалось, что рыночная система требует развитой системе аккумуляции сбережений, ядром которой являются фондовые биржи и банки.

Коммерческие банки и фондовые биржи имеют общее функциональное назначение – аккумулировать сбережения для последующего их инвестирования. В то же время они отличаются по цели деятельности, характеру операций и риска.

Биржа являет собой организован оптовый рынок. По типу биржевого товара различают товарные, фондовые и валютные биржи. В современной экономике существуют публично-правовые и государственные биржи. Деятельность биржи регламентируются ее уставом. На бирже действуют посредники – брокеры, которые выполняют поручения клиентов, и дилеры, которые покупают и продают товары. Специалисты (джобберы) курируют определенную группу товаров и ценных бумаг корпорации или отрасли.

Биржа, как барометр, характеризует состояние всего народного хозяйства, индикаторами которого являются биржевые курсы (рыночные цены). Они формируются под воздействием спроса и предложения. Структура спроса на ценные бумаги во многом определяется общеэкономическими факторами, динамику которых угадать достаточно сложно. Структура предложения ценных бумаг зависит от микроэкономических факторов.

Наряду с рынком реального товара существует рынок, на котором торгуют правами на покупку («call») и правами на продажу («put») товара. При этом покупатель контракта имеет право выбора и выплачивает за это премию. Такое соглашение является опционом. Покупатель опциона страхуется в размере премии от снижения («call») или повышения («put») цены. В то же время, страхование продавца отсутствует. Прибыль продавца опциона ограничена премией, прибыль покупателя может быть сколь угодно большой, начиная с определенной цены.

На рынке фьючерсов покупаются и продаются типичные контракты на биржевые товары. Единственным переменным параметром является цена, которая определяется покупкой противоположного фьючерского контракта (метод хеджирования). Различают сделанный хедж, когда убыток по контракту на реальный товар целиком компенсируется прибылью по фьючерских контрактам, и несовершенный хедж, когда происходит частичная компенсация. Продавцы и покупатели контрактов равноправные и одинаково страхуются.

Различают организационно-техническую, финансово-кредитную и научно-исследовательскую инфраструктуры рынка. Остановимся подробнее на каждом из видов.

К организационно-технической инфраструктуре рынка относятся товарные биржи и аукционы, торговые дома и торговые палаты, холдинговые и брокерские компании, информационные центры и ярмарки, инженеринговые фирмы, сервисные центры, пункты проката и лизинга, государственные инспекции, различного рода ассоциации предпринимателей и потребителей, транспортные коммуникации и средства оперативной связи. Одни из этих оснований призваны способствовать установлению деловых контактов между предпринимателями, предоставлять им информационные, консультативные, расчетные и другие услуги, другие берут на себя функции общей координации рыночных связей, подают интересы своих членов на региональном, государственном и международном уровнях, третьи – являют собой специальные государственные органы регуляции рыночных отношений.

Финансово-кредитную инфраструктуру рынка образуют банки, фондовые и валютные биржи, страховые и инвестиционные компании, фонды профсоюзов и других общественных организаций. Это все те, кто способен заниматься и занимается мобилизацией временно свободных денежных ресурсов, превращает их в кредиты, а затем и в капиталовложение.

Научно-исследовательская инфраструктура рынка содержит в себе научные институты по изучению рыночных проблем, информационно-консультативные фирмы, аудиторские организации, специальные учебные заведения.
Элементами рыночной инфраструктуры являются – биржа (фондовая, товарная, рабочей силы) и научно-исследовательские институты.

Фондовая биржа – организованный рынок, на котором владеьцы осуществляют процесс купли-продажи ценных бумаг. Членами биржи являются преимущественно ее основатели (отдельные индивиды и кредитно-финансовые институты. Купля-продажа акций на фондовой бирже осуществляется с помощью посредников. Положительными чертами фондовой биржи является:

- аккумулирование свободных средств за счет выпуска и продажи ценных бумаг и их направление на развитие отдельных предприятий, областей;
- межотраслевое переливание капитала, благодаря которому ослабляются диспропорции в экономике;
- создание соответствующих предпосылок для предпринимательской деятельности;
- стабилизация сбережений отдельных прослоек населения и их соответствующий рост и тому подобное.

Биржа рабочей силы – осуществляют посреднические функции между рабочими и предпринимателями, собирают и предоставляют информацию о наличии вакансий, способствуют подготовке и переподготовке кадров, созданию рабочих мест, быстрому перемещению рабочей силы, обеспечению эффективности занятости работоспособного населения, частично регулируют процесс занятости. Биржа имеет свои отделения в городах, районах; их задача заключается в том, чтобы анализировать, разрабатывать программы занятости, предоставлять консультации, осуществлять подготовку, переподготовку кадров и трудоустраивать их.

Товарная биржа – постоянно действующие рынки, где купля-продажа товаров осуществляются на основе установленных стандартов и образцов, определенных форм документов, которые регламентируют номенклатуру, объем, цены, сроки, виды снабжения и другие условия. Товарные биржи делятся на международные и национальные, универсальные и специализированные.

Институты и организации, которые образуют научно-исследовательскую инфраструктуру, изучают динамику рыночной ситуации, занимаются разработкой стратегии и тактики поведения предприятий на рынке, прогнозов для правительства и предпринимателей, моделированием последствий тех или других решений, предоставлением консультаций, улаживанием конфликтов между партнерами, подготовкой экономистов, менеджеров и специалистов по маркетингу.

Сохранить:
сохранить ВКонтакте в facebook в Одноклассники в Мой Мир в LiveJournal в Twitter в Я.ру добавить в Избранное отправить на email