1. Определение рынка и условия его возникновения

Рынок обеспечивает связь между производством и потреблением, пропорциональность процесса воспроизводства, его целостность. Здесь происходит общественное признание созданного продукта, общественного характера труда, который воплощается в нем. Любая потребительская стоимость начинает служить людям лишь после ее реализации, а труд, потраченный на производство товара, становится общественно необходимым. Происходит это благодаря достижению равновесия между спросом и предложением. На рынке количество товаров, которое хотят купить покупатели, должно отвечать количеству товаров, которое хотят продать продавцы. В таком случае цены устанавливаются на уровне спроса и предложения, что и ведет к равновесию. Следовательно, цена равновесия – это цена, при которой предложение отвечает спросу.

Равновесие рыночных цен обеспечивает сбалансированность между различными отраслями производства, производственной и непроизводственной сферами, между суммой стоимостей и цен товаров, между платежеспособным спросом и предложением.

Если же равновесия между спросом и предложением нет, то рынок при помощи такого его инструмента, как цена, влияет и на производство. Недостаточное количество каких-то потребительских стоимостей на рынке приводит к повышению на них цен и наоборот. Это, в свою очередь, влияет на производство: предопределяет его расширение или уменьшение. Следовательно, экономика, которая функционирует в рыночных условиях, развивается по рыночными законами: стоимости, спроса и предложения, средней прибыли и др.

Сущность рыночных связей неотделима от свободы предпринимательства и конкуренции. Главным интересом предпринимателя является увеличение прибыли. А это значит, что в рыночных условиях происходит противодействие интересов как разных предпринимателей между собой, так и предпринимателей и работников, занятых производственной деятельностью.

Добровольный обмен между производителями, покупателями, рабочими и владельцами других факторов производства на основе цен отображает сущность рыночной экономики.

Опыт развитых стран, а также нашей страны, которые пренебрегали рыночными отношениями, доказал: модель безрыночной экономики бесперспективна, она подавляет интересы людей, парализует всякую инициативу, замедляет экономическое и социальное развитие. Рынок является одним из наибольших достижений цивилизации, общеэкономическим явлением, характерным для любого способа производства, где действуют законы товарного производства.

Рыночные отношения динамические, они несут в себе не только генетическую память экономических превращений, осуществленных человечеством, но и особенности исторических, экономических, естественных, социально-политических, национальных, культурных и других условий развития разных стран. Реально состояние этих условий определяет степень развития рыночных отношений.

Современный рынок как высокоразвитый продукт цивилизации в корне отличается от рынка эпохи свободной конкуренции. Для него характерны гарантированый сбыт значительного количества товаров, социальная защита неработоспособного и малообеспеченного населения, регуляции финансовой, денежной, кредитной и ценовой политики со стороны государства, высокие организованность и исполнительная дисциплина.

Следовательно, рынок является сложным образованием, которое являет собой, с одной стороны, сферу обмена, совокупность процессов купли-продажи, которые осуществляют балансировку за счет цен, а с другой – обеспечивает связь между производством и потреблением, непрерывность процесса воспроизводства, его целостность. Построить современный рынок значит: привести в действие экономические интересы людей, стимулы производства, ускорить экономический рост, вывести страну на уровень современных достижений научно-технического и культурного развития.

Для того, чтобы была построена рыночная экономика, функционировал реальный рынок, который выполнял бы присущие ему функции, должны быть созданы предпосылки. К ним принадлежат:

- во-первых, наличие субъектов рыночных отношений, которые, будучи экономически и юридически независимыми, могут вступать в равноправные партнерские отношения по поводу купли-продажи;

- во-вторых, эквивалентный обмен товаров. Рынок по своей природе экономической помощи, льгот и тому подобное не признает;

- в-третьих, конкуренция, которая предоставляет всем субъектам ведения хозяйства возможность свободной предпринимательской деятельности: свободы выбора покупателей, поставщиков, любых контрагентов, принуждает предпринимателей применять передовую технику и технологии, способствуя этим уменьшению расходов производства, повышению эффективности экономики;

- в-четвертых, свободное ценообразование, которое как элемент конкуренции и главный механизм контрольно-регулирующей функции рынка способствует сочетанию интересов субъектов экономической жизни, стимулируя их рационально использовать элементы производства;

- в-пятых, реальная информация о рынке у его субъектов.

Если подобных условий не создано, тогда то, что называют рынком, является псевдорынком, на котором деньги не выполняют своих функций.

Сохранить:
сохранить ВКонтакте в facebook в Одноклассники в Мой Мир в LiveJournal в Twitter в Я.ру добавить в Избранное отправить на email