3. Малый и средний бизнес в условиях рынка

Микроэкономика – достаточно противоречивый сектор народного хозяйства. Здесь каждая отрасль, взятая отдельно, находится в очень сильной зависимости от многих внешних факторов и условий: источники финансирования, материально-технического снабжения, конъюнктуры рынка и других факторов. Незначительный сбой в этом механизме может привести к разрушению и ликвидации отрасли. В то же время потери в случае неудачи не так уже большие, что позволяет опытному бизнесмену достаточно быстро возобновить свое дело.

Государственная опека является сильным катализатором, способствует укреплению предпринимательства. Главной задачей со стороны государства является четкое определение приоритетных направлений развития экономики, науки, техники, образования, внешнеэкономической деятельности, подкрепления этих приоритетов системой льгот и гарантий, выделения необходимых материально-технических и финансовых ресурсов, организация необходимого обучения кадров. Все остальное – забота малых предприятий.

Малая экономика играет большую роль в народном хозяйстве промышленно развитых стран, и они имеют соответствующие государственные органы управления. На такого рода государственные органы полагаются общие стратегические и координационные функции.

Действующим рычагом регуляции деятельности малого бизнеса в промышленно развитых странах является налоговая политика, с помощью которой нередко решаются сложные региональные проблемы. Так, во Франции вновь образованная малая фирма на 3 года освобождается от уплаты налога с корпораций, а в течение еще 2 лет уровень процентных ставок снижен вдвое.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям у большинства промышленно развитых стран является система государственных контрактов. Данная форма отношений государства и бизнеса позволяет обеспечить последнему гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование, привлечь квалифицированные кадры.

Достаточно широкое развитие в последнее десятилетие получили организованные государственными органами и частными предприятиями специальные службы по предоставлению различных консультационных услуг малым компаниям.

В условиях современной нестабильной экономической ситуации отечественный малый бизнес нуждается в протекторате государства. К сожалению, эффективный механизм поддержки и стимулирования развития предпринимательства в Украине еще не создан. Принятые программы, законы, постановления имеют по большей части декларативный характер. Финансовая помощь, которую предоставляют Украинский фонд поддержки предпринимательства, Государственный фонд поддержки фермерских хозяйств и Государственный инновационный фонд, достаточно мизерная.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) – ограниченные территории, города, морские и авиационные порты, в которых действуют особенные льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, которые способствуют решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач.

Формирование СЭЗ – сложный, многоэтапный процесс, включающий разработку законов, указов и постановлений, которые обеспечивают правовую основу для отечественного и иностранного предпринимательства; развитие инфраструктуры рыночных отношений, широкое использование иностранного капитала, налаживания модели зоны конкретной целевой ориентации с ее следующей трансформацией в СЭЗ комплексного характера.

В настоящее время многие регионы Украины хотят получить статус СЭЗ. Уже есть предложения по созданию около 100 СЭЗ. Целесообразным стоит считать создание нескольких СЭЗ на более подготовленных территориях, которые отвечают основным требованиям зон и перспективны как с точки зрения внутреннего экономического развития, так и конкурентоспособности на мировом рынке капиталов. При этом приоритетный интерес для Украины представляют СЭЗ как средство привлечения иностранных инвестиций, доступ к новейшим технологиям и современному западному опыту организации труда и производства.

Среди регионов Украины в наибольшей степени заинтересованы в реализации проекта СЭЗ на своих территориях и провели серьезную подготовительную работу в этом направлении Одесская, Закарпатская. Донецкая и Киевская области.

В Автономной республике Крым уже функционирует СЭЗ «Сиваш». Она действует на основании Закона Украины «О некоторых вопросах валютной регуляции и налогообложения субъектов экспериментальной экономической зоны «Сиваш»» от 23.02.96 г. N 65/96-ВР. Данным законом предусмотрен ряд льгот для субъектов ведения хозяйства. Например, сырье, материалы, оборудование (кроме подакцизных товаров), которое ввозится в Украину для собственного производства субъектами экспериментальной экономической зоны «Сиваш», не подлежат обложению ввозной пошлиной и налогом из дополнительной стоимости; поступление в иностранной валюте в интересах субъектов экспериментальной экономической зоны «Сиваш» не подлежат обязательной продаже на межбанковской валютной бирже в случае использования их на развитие этой зоны, и т.д.

Таким образом, создание свободных экономических зон на территории Украины является одним из важнейших направлений развития предпринимательства, поскольку они благоприятно влияют на многие сферы деятельности человека: стимулируют работу имеющихся предприятий, поощряют создание новых, увеличивают количество рабочих мест, повышают поступление в бюджет и улучшают благосостояние населения, живущего на территории СЭЗ.

Для появления такого общественного феномена, как предпринимательство, а тем более для превращения его в основную организационную форму производства, необходимы определены условия. Для стран с рыночной экономикой существуют общие условия развития предпринимательства:

- стабильность государственной экономической и социальной политики;
- положительное общественное мнение относительно предпринимательства;
- льготный налоговый режим;
- наличие развитой инфраструктуры предпринимательства;
- эффективная система защиты интеллектуальной собственности.

В Украине и большинстве постсоветских стран особую актуальность имеют ниже перечисленные условия:

1. Наличие соответствующих имущественных прав на условия и результаты производства, поскольку предприниматель обязательно должен быть владельцем произведенного продукта и прибыли, полученной в результате его реализации. Только при этих условиях возникает надлежащая заинтересованность в осуществлении предпринимательской деятельности.

2. Определенная экономическая, правовая и политическая среда. Формальное признание имущественных прав на условия и результаты производства может сосуществовать с другими правовыми нормами, которые регулируют экономическую жизнь общества и обеспечивающие достаточную степень экономической самостоятельности, которая необходима для предпринимательской деятельности. Различного рода ограничения, которые формируют экономическую среду, должны обеспечивать достаточный «коридор свободы». Для предпринимателя это выражается в получении достаточной самостоятельности при:

- выборе вида хозяйственной деятельности;
- определении потребителей товаров и поставщиков ресурсов;
- определении цен;
- распоряжении полученной прибылью.

3. Полная экономическая ответственность за результаты деятельности. Этот пункт непривычен в Украине как постсоциалистической стране, однако стоит помнить, что негативными результатами предпринимательской деятельности могут быть:

- убыточность, то есть превышение расходов над прибылями;
- существенная потеря имущества;
- банкротство (признание полной неплатежеспособности).

4. Этика предпринимательства. Этика предпринимательства является одним из факторов его прибыльности или прибыльности. Вот морально-этические нормы, утвержденные в среде предпринимателей на цивилизованных рынках:

- обязательность;
- общая высокая культура и образованность;
- контактность, умение общаться с людьми, заинтересовать их, мобилизировать на достижение поставленных целей.

Анализ предпринимательской деятельности позволил определить такие существенные факторы ее успеха:

- высокую квалификацию;
- большие личные контакты;
- достаточные материальные и финансовые ресурсы;
- наличие заказов потребителей.

Однако сравнивая развитие отечественного малого предпринимательства с показателями других стран, можно сделать вывод, что Украина значительно отстает даже от стран Восточной и Центральной Европы. Для сравнения: в Польше на тысячу жителей приходится 51,3 малых предприятий, в Чехии - 12,4, в Украине – лишь 2,6. В странах рыночного хозяйства больше половины ВВП производят малые предприятия. В Украине же малый бизнес пока еще не играет существенной роли в обеспечении экономического роста, его вклад в ВВП составляет лишь 9-9,5%.

Сохранить:
сохранить ВКонтакте в facebook в Одноклассники в Мой Мир в LiveJournal в Twitter в Я.ру добавить в Избранное отправить на email